Краткий очерк истории школы

№ 510

(№№ 10, 2, 871 — в Царицыне)

Южного

Административного

округа
 
 
 
 
 
 

От составителей.

Предлагаемый очерк составлен группой выпускников школы к ее 80-летнему юбилею, как памятка о ее славном историческом пути, пройденном в первые советские, довоенные, военные и послевоенные годы — несколько судьбоносных исторических эпох нашей страны!

Особое внимание в очерке уделено педагогам, заложившим основы воспитания и знаний, пригодившихся нам в дальнейшей учебе, работе и защите Отечества.

Основой этого очерка послужили две неопубликованные рукописи наших педагогов: Анатолия Дмитриевича Шеламова и Марии Семеновны Кирюхиной, а также воспоминания выпускников и учителей школы. Особенно ценными и содержательными оказались сведения, полученные от бывшего директора школы Раисы Марковны Цейтлиной, проработавшей в этой должности 30 лет — до 1997 года.

Составители приносят благодарность директору школы № 510 Любови Александровне Тарубаровой, всем учителям и учащимся за подготовку юбилейных мероприятий и одобривших нашу инициативу по выпуску очерка об истории школы.

Особая благодарность Генеральному директору предприятия "С. Г. Транс" Минтопэнерго — выпускнику нашей школы — Владимиру Максимовичу Михайлову, организовавшему существенно ценную в нынешних условиях спонсорскую поддержку в издании этой книги.

В качестве первого опыта, предлагаемый краткий очерк не претендует на многое, но мы надеемся, что наша работа послужит началом издания, по возможности, полного сборника воспоминаний педагогов и учеников всех выпусков о годах, проведенных ими в дорогих нам стенах школы, помогут продолжить сбор памятных материалов для мемориальной музейной комнаты.

До революции в подмосковном Царицыне на всю округу была только одна земская школа, расположенная за парком, возле деревни Орехово. Школа называлась "красной" — по цвету кирпича, из которого она была сложена. При становлении советской власти и в перспективе развития поселка в качестве "рабочего" стало ясно, что этого небольшого здания для обучения ребят явно недостаточно. Поэтому по инициативе первых руководителей поселка Семена Павловича Кошкина, Сергея Михайловича Тетерина, при поддержке писателя Ф. С. Шкулева, в 1918 году была открыта новая школа. Ее разместили на даче родственника известного мецената А. А. Бахрушина. Это было трехэтажное здание с флигелем изумительной деревянной архитектуры, уютно расположенное среди зелени, близ верхнего пруда, в парке. За одно уже это невозможно было не любить нашу школу, которую в народе любовно именовали "Бахрушинкой". Официальное же название, присвоенное ей в первые советские годы, звучало так: "Трудовая школа 2-й ступени имени 3-го Интернационала".

Заведующим был назначен С.М. Тетерин. Первыми преподавателями были: М.К. Алябина, М.К. Белавина, П.М. Гарин, А.Г. Евграфова, М.В. Карпова, А.И. Лаврентьев, М.В. Малютина, Ф.П. Митин, А.Д. Модин, Е.Г. Подборская, Л.А. Тетерина.

"Вторая ступень" в названии школы означала, что в дальнейшем она должна сделаться средней, десятилетней. Такая перспектива притягивала к школе квалифицированных педагогов. В 20-е годы коллектив пополнили:

Е.В. Булгакова, М.С. Козлов, З.В. Авакова, В.И. Поляков, И.В. Прозоров, В.И. Казанцева, В.Д. Алпатова, Е.И. и А.Н. Левтоновы, В.Т. Хохлов-Богданов, А.Д. Шеламов, К.Ф. Булгаков. Всех их с благодарностью помнит — по фамилиям, именам, отчествам и по неизбежным в школьном быту "прозвищам", старшее поколение учеников школы.

Демографическая обстановка, образовательный уровень населения того времени и потребность в рабочих кадрах позволили осуществить намеченную "перспективу" только в 1936 году, когда из "Бахрушинки" была выпущена первая группа — 17 учеников с аттестатами полного десятилетнего образования, а до этого, в первые годы, основная работа проводилась с младшими классами — "группами", как их тогда называли. Когда дело продвинулось, специально для них была выделена еще одна большая старинная дача — "Власовка" (по фамилии прежней владелицы)

на Покровской стороне. Пополнился и состав учителей для младших классов, пришли: Е.А. Козлова, О.М, Федосеева, З.Ф. Архангельская, К.Ф. Бойцова, Е.А. Серикова. Только к концу 20-х годов подросли ученики для комплектования выпускных классов с семилетним образованием. Поскольку в первом советском государстве развивалась новая система образования, что отражалось и на жизни школы, менялись ее названия и номера, руководство и подчинение различным ведомствам. Приводим эти изменения в таблице с хронологической последовательностью за все 80 лет существования школы.
 
ГОДЫ
№ школы
подчинение
занимаемые помещения
заведующие (директора) школ
заведующие учебной частью
основные события
1918
Трудовая школа 2-й ступени им. lll-го интернационала
Поселковому Совету Московско-Курской ж. д.
Дача "Бахрушинка"
Тетерин Сергей Михайлович
Шелеметьев Николай Александрович
Становление Советской власти в поселке
1923
№ 10
---/---
Дачи "Бахрушинка" и "Власовка"
---/---
---/---
 
1929
---/---
---/---
---/---
Гущин Василий Иванович
Шеламов Анатолий Дмитриевич
Принят 1-ый пятилетний план
1931
ФЗС № 10
---/---
(Оранжерея перестроена в мастерскую)
Яковлев Александр Михайлович
---/---
Объявлено политехническое обучение в школах
1932
---/---
---/---
---/---
Яковлева Анна Михайловна
---/---
 
1934
---/---
---/---
и дачи Бабкина
---/---
---/---
Создана новая начальная школа № 8 на Железнодорожной улице
1935
№2
РОНО
---/---
---/---
---/---
 
1936
№2
Первый выпуск десятилетки
годы
№ школы
подчинение
занимаемые помещения
заведующие (директора) школ
заведующие учебной частью
основные события
1938
---/---
РОНО
Новое здание школы - на поле за парком, в 200 м от "Бахрушинки"
---/---
---/---
Угроза агрессии от Гитлеровской Германии
1941-1942
---/---
---/---
В здании школы -призывной пункт. Зимой 1941 г. ребята учились в квартирах учителей. В 1942г. -в основном здании школы
Марьенко И.С., Максимова Ираида Николаевна, Ласки Василий Иванович
---/---
Начало воины, эвакуация, оборона Москвы. Первые победы под Москвой. Восстановительные работы в школе
март 1943
---/---
---/---
Основное здание
Шеламов А.Д.
Авакова Зинаида Васильевна
Налажена жизнь в столице
1943-1944
---/---
---/---
---/---
Яковлева А.М. (вернулась из эвакуации)
Шеламов А.Д.
Награждение правительственными орденами учителей школы: Козлова М.С., Казначееву Л.А., Булгакову Е.В.
1945
---/---
---/---
---/---
Шеламов А.Д.
Казначеева Лидия Александровна
9 мая - окончание Великой отеч. войны
1946-1956
---/---
---/---
---/---
Беигул Петр Тихонович
Шеламов А.Д. (с 1954 г.)
В стране восстановлено хозяйство, повысилась роль школ и ВУЗов
годы
№ школы
подчинение
занимаемые помещения
заведующие (директора) школ
заведующие учебной частью
основные события
1957
№2
РОНО
К основному зданию пристроен корпус со спортзалом и лабораториями
Низовцев Юрий Николаевич
Яцино Клавдия Ивановна
Развитие промышленности и космических программ
1958
40-летний юбилей школы
1959
---/---
---/---
---/---
Семисотнова Нина Федоровна
Алферова Евдокия Ивановна
 
1960
№871
РОНО Пролетарского р-на Москвы
---/---
---/---
---/---
Царицыно вошло в расширенные границы Москвы
1963
45 лет школе!
1968
50-летний юбилей школы
1968
№871
РОНО Красногвардейского р-на
---/---
Цейтлина Раиса Марковна (Кирю-хина М.С. -зам. директора по воспитательной работе)
---/---
Изменились границы районов в г. Москва, количество районов возросло
1970
К 25-летию Победы в музее школы открыта мемориальная доска с именами погибших учителей и учеников на фронтах ВОВ
годы
№ школы
подчинение
занимаемые помещения
заведующие (директора) школ
заведующие учебной частью
основные события
1974
№510
---/---
Новое стандартное здание в новом жилом р-не Орехово-Борисово Северное
Цейтлина Раиса Марковна, Проценко С.А. -зам.дир. по воспитат. работе
Алферова Е.И. - по старш. классам, Булышева Р.Н. - по начальн.классам
По плану реконструкции Москвы снесены жилые дома на Покровской стороне и в западной части пос. Царицыно
1978
---/---
---/---
---/---
---/---
Станкевич Е.Д. - по старш. классам, Булышева Р.Н. - по начальн.классам
 
1985
---/---
РУНО Красногвардейского р-на
---/---
Степанова Е.Г. -зам. директора по воспитат. работе
---/---
Начало перестройки в стране
1987
---/---
---/---
---/---
Тарубарова Л.А. - зам. по воспитат. работе
---/---
 
1988
70-летний юбилей школы
 
 

 

1997
---/---
Окружное управление Комитета по народному образованию
---/---
Тарубарова Любовь Александровна (Сыроват-ко Нина Викто-оовна - зам.дир.)
Онсина Людмила Николаевна (старшие классы), Слабо-дчук Светлана Сергеевна (младшие классы)
 
1998
80-летний юбилей школы

колы

Итак, начальные для школы двадцатые годы, которые ознаменовались восстановлением разрушенного гражданской войной хозяйства, первая пятилетка, нацеленная на индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, потребовали квалифицированных рабочих кадров. Школы страны обязали ускорить подготовку таких кадров.

Подверглась преобразованиям и наша школа, получив наименование "ФЗС № 10" — фабрично-заводская семилетка. В соответствии с новыми задачами стала меняться и методика преподавания. Участились "трудовые" уроки в подшефных заводах и колхозах. Выпускники семилетки стали ориентироваться на различные рабочие специальности. Новый заведующий школы А.М. Яковлев перестроил в Бахрушинке старую школьную оранжерею и оборудовал в ней мастерские для уроков труда. Столярную мастерскуювозглавил опытный педагог В.И. Ласки, а слесарную — Новосельский. Он же вел практические занятия с учениками на заводе в Москворечье. Позднее его сменил Павел Петрович Болдырев. Он научил ребят рубить железо зубилом, смотреть при этом на место, которое рубишь, а не туда, куда бьешь молотком. Набив несколько синяков на руке, научились пользоваться зубилом. Мастерские эти и курс обучения в них 5-6-х классов функционировали примерно до 1937 года.

В связи с такой реформой школы возникли и трудности: часть опытных педагогов-предметников перешла на работу в техникумы по своим специальностям, не хватало квалифицированных учителей для младших школьников. Пришлось развернуть "внутренние резервы": несколько учениц из 8-го класса направлены были на педагогические курсы, по окончании которых они вернулись в школу, пополнив состав преподавателей начальных классов. Это были С. Я. Перельман, Л.А. Климушина, А.С. Кирюхина, А.Н. Иванова. В курьезное положение попала Сарра Яковлевна Перельман, вернувшаяся в школу преподавательницей начальных классов, когда ее сверстницы еще учились в 10-м классе. Ученики и учителя ее звали, как положено было, Саррой Яковлевной, а подруги, привыкшие ее звать Саррочкой, затруднялись звать ее иначе в присутствии учеников и посторонних.

Политехнизация школы долго не просуществовала, а педагоги-общественники это реформаторство сумели скрасить проведением литературных вечеров, бесед с населением окрестных деревень, демонстрацией электротехнических эффектов и фокусов с использованием приборов школьного физического кабинета. Все это оказалось полезным и для общеобразовательной подготовки учащихся. Такой же эффект был достигнут старшеклассниками, принявшими участие в государственной программе ликбеза среди населения. Возглавила эту работу учительница Екатерина Васильевна Булгакова. По ликбезу наш район, за достижения в этом пропагандистском деле, был отмечен в числе передовых.

Таким образом, общеобразовательное направление в нашей школе в основном было сохранено. Накопив опыт, школа оказалась центром методической работы и источником идей для всех школ ведомства Московско-Курской железной дороги и Ленинского района Московской области (школа в то время именовалась "железнодорожной", под № 10).

В школу возвратились педагоги-предметники: М.С. Козлов, В.Д. Алпатова и другие. Поступили новые педагоги: преподаватели русского языка и литературы С. С. Бровкин, В.П. Русинов, И.Е. Гусев, биологии Б.И. Халдевич и Я.Е. Кондратьев, истории А.А. Павловская и К.М. Оносов-ская, химии А.А. Воронцова, физики Л.И. Герсон и А.Н. Гульханданьян, немецкого языка Э.Г. Руф, черчения Г.А. Петров, физкультуры С.А. Прохоров. В начальные классы — Е.И. Попкова, Н.А. и В.А. Лациник.

Из Красной школы перевелась к нам вместе со своими учениками, окончившими под ее руководством 4-й класс, Лидия Александровна Казначеева. Определив ребят в 5-й класс, она стала преподавать русский язык и литературу в старших классах Бахрушинки и зарекомендовала себя отличным методистом и талантливым педагогом. Все, кто обучался и воспитывался под ее руководством с благодарностью вспоминают ее за приобретенные знания, за полученную "путевку" в большую жизнь. Двое из ее учеников получили высокие ученые степени,— именно по преподаваемым ею предметам. Это выпускники 1940 года М.И. Мягкова и А.Л. Гришунин (Виссор). Когда в день 40-летия школы в 1958 году Лидия Александровна узнала, что ее выпускник, прошедший войну и разные жизненные невзгоды, работает в академическом Институте мировой литературы, радости ее не было предела. Переписка Лидии Александровны с доктором филологических наук (ныне профессором) Андреем Леопольдовичем Гришуниным продолжалась до самой ее кончины в январе 1978 года. Она буквально жила статьями и книгами, планами диссертаций, интересами семьи, школьными успехами детей бывшего своего ученика. Последнее ее письмо, уже из больницы, походило на прощание: "Спасибо за все... Ты мой главный просветитель по самым высоким новостям литературы. Так мне отрадно, что ты работаешь много в области классики... Благодарная, признательная, всегда помнящая Л.К."

Приветственный адрес, который написали ее ученики к юбилею школы, был шедевром их литературной выучки, а зачитала его на юбилейном вечере Лидия Драновская, тогда уже известная актриса, — так выразительно, взволнованно и трогательно, что зал застыл под впечатлением искренности чувств благодарности и любви к своему педагогу.

Учебная работа в школе успешно сочеталась с общественной и внеклассной творческой работой учащихся и учителей. Внимание уделялось школьному самоуправлению, для чего избирался учком, старосты в классах.

Вовлечение школьников в общественную жизнь начиналось в октябрятских "звездочках" и продолжалось в пионерских отрядах, летних лагерях и в комсомольской организации школы. В течение всех десяти лет пребывания в школе каждый ученик охвачен был той или иной формой внеклассной общественной работы. Пионеры копали грядки на садово-огородном участке, работали в кружках самодеятельности, по интересам, оказывали помощь отстающим в учебе и больным ученикам. Проводились пионерские сборы, походы по памятным местам Подмосковья.

Развернулась кружковая работа. Желание работать в кружках было столь активным, что пришлось ограничить участие в них каждого ученика только двумя кружками, чтобы не нарушать успеваемости.

Кружок юных натуралистов, организованный учителем биологии Б.И. Халдевичем, имел столь внушительные успехи, что был допущен к участию во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году.

С появлением при Бахрушинке Детской технической станции (ДТС) в ней заработали радио-, фото- и авиамодельный кружки, туда же был переведен юннатский кружок.

Литературные кружки школы провели несколько больших вечеров, из которых более всего памятен юбилейный Пушкинский вечер. Вся страна в январе 1937 года торжественно отмечала столетие со дня смерти великого русского поэта.

В предвоенные годы серьезная работа развернулась в оборонных кружках Осоавиахима — Общества содействия армии, авиации и противохимической защите. Наступило время больших успехов отечественной авиации. "Записки штурмана" Марины Расковой зачитывались до дыр. Появились желающие обучаться летному делу в аэроклубах. Первым в Подольском аэроклубе прошел выучку, обучаясь еще в 9-м классе, выпускник 1940 года Александр Кутаков, ставший потом военным летчиком. Награжден орденом Боевого Красного Знамени в годы ВОВ. Он привел в аэроклуб еще нескольких учащихся 9-го и 10-го классов.

В тесном контакте с преподавателями в организации этих мероприятий участвовали старшие пионервожатые М.Я. Перельман ( одновременно завершавшая обучение в пединституте ) и заменившая ее в 1938 году М.К. Мохова.

Результативно работала комсомольская организация во главе с комсоргами Евгением Киселевым ( выпуск 1940 года) и С. Я. Перельман. Комсомольцу не полагалось быть отстающим в учебе, и комсомольские группы находили способы подтягивать неуспевающих своих членов. Двум комсомольцам отказано было заниматься в спортивных секциях — пока не исправят полученные "двойки".

Но главной "страстью", охватившей школу в то время, были самодеятельные спектакли, драмкружки. Организатором и душой, режиссером школьного театра был Анатолий Дмитриевич Шеламов. В актовом зале Бахрушинки была устроена сцена. На ней и разыгрывались все представления. Декорации рисовали сами под руководством учителя рисованияАндрея Даниловича Модина. Ставилась исключительно классика: "Ревизор", "Горе от ума", "Мертвые души" — это соответствовало школьным программам по литературе, приносило много пользы. Анатолий Дмитриевич, пока был еще достаточно молод, сам играл Хлестакова и Чацкого, потом эти роли исполняли его ученики Е. Киселев, Н. Ефремов, Н. Оболенский.

Переняли у Анатолия Дмитриевича опыт режиссуры участники драмкружка: Владимир Каплин, Гоша Егоров, Николай Вейцер. Они сами создавали в школе драмкружки и ставили пьесы: "Женитьбу", "Бедность не порок", "Славу" В. Гусева, а позднее стали профессиональными режиссерами в Москве и в областных центрах. Другие участники самодеятельности тоже вышли на большую профессиональную сцену: Надежда Клягина, Антонина Волчкова, Ольга Воробьева, Лидия Дранов-ская, Галина Кожакина, — всего более 20 человек. Борис Кутаков, выпущенный в 1940 году, после школы поступил на театроведческий факультет Института Театрального искусства (ГИТИС), готовился стать театроведом. Война, в которой Борис погиб в первый же год на Волховском фронте, не позволила осуществиться этим его планам...

Значительный вклад в театральное искусство в школе внесла Галина Константиновна Ледомская — общественница, мать двух наших школьников — Вадима и Аллочки — также очень талантливых. Она с большим вкусом ставила постановки на темы детских сказок: " Снегурочка", "Русалочка", "Кай и Герда". Их с увлечением смотрели ученики младших классов, а ее дети, участвуя в этих спектаклях, заражали игрой на сцене своих сверстников.

Процветала и музыкальная самодеятельность: хоровое пение и вокал также заполняли сцену на праздничных вечерах. Руководили ими преподаватели музыки Мария Вениаминовна Карпова, окончившая в свое время Дрезденскую консерваторию, Евгения Ивановна Лоим. А внучка последней И. В. Лозбень, окончив консерваторию по классу флейты, получила звание Заслуженной артистки России.

Пробудились музыкальные способности у выпускника 1947 года Александра Лобзова — композитора многих сочинений в стиле русского романса. На съемках фильма "Музыкальная история" в кадре, снятом на пруду в Царицыне, участвовали ученики нашей школы. Из них можно узнать Попова Сашу и Тамару Кожакину, показанных крупным планом.

В 30-е годы население поселка стало прибывать: строились частные дома, заселялся "хлебный дом" дворца,— расширялись общежития стекольного и кирпичного заводов, существующих помещений школы не стало хватать даже при двухсменной работе.

В 1934 году стараниями директора Анны Михайловны Яковлевой была отвоевана у одного из государственных служащих двухэтажная дача на Железнодорожной улице, и открыта была в ней новая начальная школа № 8 — также в ведомстве Московско-Курской ж. д.. Заведующей в ней стала учительница нашей школы Н.А. Лациник.

В следующем 1935 году, при передаче всех школ в систему Наркомпроса, в поселке они стали подчиняться Районному отделу народного образования (РОНО). Школы переименовали и присвоили им другие номера: школу № 8 назвали "Средней школой № I", а нашу — "Средней школой № 2".

Школа № 1 в 1936 году переселена была в новое кирпичное двухэтажное здание. Наша школа осталась пока в старых дачах — Власовке и Бахрушинке.

В том же 1936 году наша Бахрушинка подготовила наконец первый выпускной класс с полным 10-летним образованием, в количестве 17 человек. Это знаменательное событие останется вехой в истории школы № 2. Выпуск этот знаменателен еще и тем, что из его состава получили известность — основоположник космических программ генерал-лейтенант Ю.А. Мозжорин, Заслуженные артисты А. Волчкова, О. Воробьева и Н. Клягина.

Не миновали школу и репрессии: в 1937 году арестован Б. И. Халдевич, но вскоре был отпущен и продолжал преподавать в школе № 14. Репрессированы были Г. К. Ледомская и ее муж. Судьба их оказалась печальнее — в живых осталась только Галина Константиновна, выпущенная на свободу лишь в 1953 году, сын их Вадим погиб на фронте, дочь Аллочка умерла в интернате.

В 1938 году было закончено строительство и передано нашей школе новое кирпичное здание, расположенное на пустыре, за парком, в 200-х метрах от "Бахрушинки". Осенью того же года все классы "Бахрушинки" и "Власовки" переселились в новое здание, сохранив название и номер школы — "Средняя школа № 2". Два поколения выпускников запомнили этот номер и здание школы.

Старые здания продолжали использоваться: в "Бахрушинке" разместился детский интернат, а "Власовка" передана была под жилье педагогам. "Бахрушинка", к сожалению, сгорела в 1953 году, а "Власовка" была разобрана в 60-е годы из-за ветхости. Новое же здание, сохранившееся до сих пор, в котором выучились два поколения жителей Царицына в трудные довоенные, военные и восстановительные послевоенные годы хорошо сохранили в своей памяти выпускники нашей школы. С переходом в новое здание коллектив педагогов пополнили: М.Т. Сохацкая — по географии, А.А. Гаврилова — по химии, Е.А. Ходулина — по биологии.

По традиции, установившейся еще на Бахрушинке, первые три дня зимних каникул посвящались в школе новогоднему празднику с нарядной елкой.

В новом здании новогодний праздник был подготовлен с особым подъемом. Душой вечера был А.Д. Шеламов. На 2 января были приглашены выпускники прежних лет. Все они пришли посмотреть на новое здание школы и встретиться со своими учителями. Школьники подготовили к этому вечеру карнавальные костюмы. Состоялся очень веселый и радостный бал. Многие из выпускников поступили в ВУЗы и им было что рассказать своим учителям и готовящимся к окончанию школы десятиклассникам.

С тех пор день 2-е января вошел в традицию ежегодных сборов выпускников на новогоднюю елку старших классов. Приглашения обычно не рассылались, день этот все помнили и приходили, по мере возможности, повидаться с учителями, и своими школьными товарищами, познакомиться с будущими выпускниками.

К концу тридцатых годов приближение войны стало ощутимым. Введена была семидневная неделя — вместо шестидневки. Усилены меры по укреплению трудовой дисциплины. Конфликты с Японией на восточных рубежах и с Финляндией. Трудные переговоры проходили со странами антигитлеровской коалиции.

На спортивном стадионе проходили занятия с допризывниками, действовал тир, в котором тренировались в стрельбе из малокалиберной винтовки. Подключились к ним и наши школьники — сдавали нормы на значки "Ворошиловский стрелок", "ГТО" и "Осоавиахим" по школьной программе. Более массовым стал охват ребят учебой в аэроклубе.

Июнь 1941 года. Только что прошли торжества по завершению учебы у шестого по счету выпуска школы — 22 июня началась война...

В здании школы разместился призывной пункт. Учебное оборудование, пособия были перенесены в дровяной сарай. В поселке, возле жилых домов, стали копать убежища, которые так пригодились в июле, когда начались бомбардировки столицы. Фронт двигался к Москве. Многие учителя, директор школы, учащиеся эвакуировались. Оставшиеся учащиеся работали на полях в колхозах и на строительстве оборонительных укреплений, некоторые уезжали вместе с родителями в окрестные деревни, скрываясь от бомбежек. К сентябрю в школе еще продолжал работать призывной пункт. Однако функционировали учком, комитет комсомола. Учащиеся продолжали работать на уборке урожая, кружки самодеятельности школы выступали в воинских частях с концертами.

К учебным занятиям смогли приступить только в декабре, когда наступил перелом на фронте под Москвой, но окна школы были без стекол, сарай с дровами и школьной утварью сгорел. Около Власовки на поле упала крупная фугаска — дом пошатнулся, но устоял, в нем продолжали жить учителя .

Зима, однако, заявила о себе — пошли лютые морозы. Учителя (М.С. Козлов, З.В. Авакова, В.М. Мягкова) нашли выход: занятия они стали проводить на своих квартирах.

За приведение в порядок здания школы взялись сами ученики под руководством В.И. Ласки, который временно исполнял обязанности директора двух школ по совместительству: нашей и Бирюлевской. В классах ставились печки-времянки, вставлялись стекла, заготавливались дрова из сухостоя в парке, чинилась мебель. Проявили себя в этой работе Сергей Чернов, Олег Заленский, Николай Оболенский, Алексей Бондарев, официально их даже оформили хозяйственниками в штат школы.

Из РОНО направлена была молодой педагог, воспитанница нашей школы — Мария Семеновна Кирюхина.

Весной на пришкольном участке стали выращивать картофель, который, кстати говоря, сажали тогда все жители поселка на пустырях, обочинах дорог — многих выручил он в голодные годы войны. Постепенно в школе налаживалась жизнь. Вернулась из эвакуации и приступила к обязанности директора А.М. Яковлева. Возвращались педагоги: Е.И. Лоим, Л.А. Погодина, А.С. Жарова, Н.А. Тихонов, Л.А. Казначеева, И.Н. Максимова.

В 1944 году правительство наградило учителей за самоотверженный труд в годы войны: М.С. Козлова — орденом Ленина, Л.А. Казначееву — орденом трудового Красного Знамени, Е.В. Булгакову — медалью "За трудовую доблесть".

В победоносном 1945 году, чтобы поднять роль школы, введены были для выпускников "Аттестаты зрелости" и награды для отличников: Золотые и Серебряные медали. Первыми медалистами школы в выпуске того года стали:

Ланцова и Студницына — получили золотые медали, Новикова и Баранова — серебряные.

С 1945-1946 учебного года введено было раздельное обучение мальчиков и девочек, что у многих педагогов вызвало негативную реакцию. Анатолий Дмитриевич в своей рукописи подробно обосновал эту реакцию.

Эксперимент этот продлился три года. Жизнь же требовала повышения методики преподавания — современная промышленность нуждалась в высококвалифицированных кадрах. От школ требовался выпуск хорошо подготовленных абитуриентов, способных пройти по конкурсу в ВУЗы. В нашей школе очень результативными оказались открытые уроки с обсуждением мнений участвующих в них педагогов и учащихся и организованные в школе педагогические чтения, проводимые в каникулы с учителями.

Инициатором этого начинания был новый директор школы Прокопий Тихонович Бейгул, проработавший в этой должности до 1957 года. Много труда в подготовку методических разработок вкладывала заведующая учебной частью Л.А. Казначеева.

Результатами этой работы в нашей школе заинтересовались научные сотрудники Академии педагогических наук. Школа послужила для них экспериментальной базой, а преподаватели получили необходимые для своей работы теоретические знания.

Значительно пополнился педагогический состав. В послевоенные годы поступили: К.М. Ступенькова, Н.Ф. Семисотнова, К.И. Калинина, Л.П. Агафонова, Е.И. Алферова, Е.П. Дербеденева, Ц.А. Панина, Е.М. Никитина, К.Ф. Сапунова, П.Н. Потапов, К.И. Яцино, Г.А. Смирнова, B.C. Великанова.

Продолжилась подготовка молодых педагогов для младших классов 1-й ступени. Наставниками здесь стали опытные учителя: К.М. Ступенькова и И.Н. Максимова.

Возобновилась внеклассная работа с учащимися. Большое внимание уделялось художественной самодеятельности — до тридцати театральных постановок осуществлено было учащимися за 20 послевоенных лет (по сведениям на 1968 год, приведенным А.Д. Шеламовым).

Предметные кружки, организованные преподавателями Н.Ф. Семисотновой — по математике, Л.П. Агафоновой, М.С. Кирюхиной — по литературе, также дали свои всходы на олимпиадах и литературных вечерах.

Технические, физико-химические кружки целью своей деятельности поставили восстановление утраченных в военные годы наглядных пособий и приборов физического кабинета, ремонт испорченных. Один из учеников-умельцев Костя Щербина восстановил 30 приборов. Вновь были организованны фотолаборатория и радиомастерская.

Традиционный для нашей школы юннатский кружок заработал на пришкольном участке под руководством И.Ф. Сальникова и М.Я. Перельман, ставшей после окончания пединститута преподавателем по биологии.

Учащиеся принимали активное участие в районных смотрах, олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях. Организацией спортивных секций активно занимался преподаватель физкультуры Петр Николаевич Потапов, и общественница, член родительского комитета мастер спорта Раиса Евстафьевна Климанская. Отделение спортобщества "Динамо", функционирующее на базе соседней Радиостанции, оказывало шефскую помощь школе.

Конечно, вся организация такого комплекса работ поддерживалась руководством школы. Следует отметить заслугу директора Ю.Н. Низовцева — всего за 2 года пребывания его на этой должности к зданию школы были пристроены спортзал и лабораторно-технические классы. Помощь в этом строительстве оказали шефы — соседняя воинская часть.

Преподаватели К.Ф. Сапунова и М. С. Кирюхина положили начало краеведческой деятельности — поездки по Подмосковью, экскурсии по историческим местам. Трудовые лагеря, организуемые в летние каникулы в удаленных от Москвы районах, преследовали две цели: помочь местному предприятию, а заработанные средства использовать дляознакомления с достопримечательностями этих районов.

1958 год. Хозяйство в стране восстановлено. После военных невзгод многие искали родных, близких и друзей, с которыми учились в школе. Предстоял ее 40-летний юбилей. При деятельном участии выпускника 31-го года Юрия Васильевича Казанцева и непревзойденного в таких делах А.Д. Шеламова был подготовлен юбилейный вечер.

Зрительный зал клуба Радиостанции на 600 мест был переполнен, приехали из ближних к Москве городов, кто не смог приехать прислали десятки телеграмм.

В президиум был приглашен основатель школы, ее первый заведующий С.М. Тетерин. Он выступил одним из первых. Много благодарности было высказано учителям и руководству школы. Зачитаны адреса учителям: С.М. Те-терину, А.М. Яковлевой, П.Т. Бейгулу, А.Д. Шеламову, М.С. Кирюхиной, Л.А. Гусевой, Е.В. Булгаковой, Л.П. Агафоновой, А. С. Жаровой, К.М. Ступеньковой, Л.А. Казначеевой.

За торжественной частью последовал большой концерт, составленный из выступлений выпускников школы, ставших профессиональными артистами и участников самодеятельности. Три поколения воспитанников школы можно было увидеть в этот вечер, который многим запомнился надолго. Старшие выпускники довоенных и военных лет вспоминали своих сверстников, кто не смог придти на этот вечер, и тех, которые не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Память о них увековечили в 1970 году. В музее школы ко дню Победы была установлена мраморная доска с высеченными именами выпускников и преподавателей школы, отдавших свои жизни в годы войны.

Вот их имена: учителя Арто Никитович Гульханданян, Павел Петрович Болдырев;

выпускники школы: Исаак Анцис, Виктор Анашкин, Михаил Борисов, Николай Бобров, Владимир Боченков, Владимир Беркингоф, Евгений Голомысов, Анатолий Гришин, Анатолий Давыдов, Валентин Давыдов, Николай Деев, Владимир Елисеев, Александр Ефанов, Леонид Ельков, Валентин Зиберов, Богдан Зарудный, Борис Кутаков, Виктор Климушин, Михаил Кунцевич, Николай Коноплев, Григорий Радченко, Алексей Колотилин, Михаил и Петр Беляевы, Вадим Ледомский, Владимир Лупаков, Сергей Лыткин, Николай Мальцев, Игорь Мальцев, Иван Митрофанов, Андрей Медведев, Иван Никифоров, Андрей Оболенский, Илья Симонов, Георгий Соловьев, Игорь Студницин, Леонид Саргачев, Петр Сосновый, Сергей Сазонов, Лев Соломатин, Вячеслав Степанов, Михаил Фролов, Сергей Чернов, Борис Якушин, Анатолий Рыжов, Василий Тимофеев, Юрий Цыбышев, Алексей Сметанкин, Владимир Чихачев.

С 1970 года в дни Победы у памятной доски проводятся линейки старших классов, приглашаются ветераны и родные погибших.

Мемориал этот явился результатом многолетнего поиска не вернувшихся с фронта выпускников учениками школы, под руководством преподавательницы Евгении Максимовны Никитиной. Под ее же руководством другой группой учащихся начат сбор материалов по истории поселка Царицыно, а в 1964 году состоялась выставка этих материалов в беседке "Миловида" в парке.

К 90-летию со дня рождения Ленина была оформлена классная комната его имени с экспонатами, собранными учащимися в походах по Ленинским местам. Среди экспонатов демонстрировались макеты шалаша в Разливе, дома в Ульяновске, где Ленин родился, 1-й электростанции в Кашине, изготовленные учащимися.

Для организации такой разнообразной внешкольной работы учащихся и педагогов М.С. Кирюхина была назначена заместителем директора школы по воспитательной работе. Должность эта, не предусмотренная тогда типовым штатным расписанием, закрепила отработанный в ней очень важный элемент традиции в учебном процессе, поэтому она сохранилась в нашей школе в дальнейшем и стала вводиться в других школах.

Поистине легендой школы стал, ушедший на заслуженный отдых по состоянию здоровья Анатолий Дмитриевич Шеламов. В течение 25 лет, он был заведующим учебной части, три года выполнял обязанности директора школы. Прекрасный учитель, педагог, знаток физики и астрономии, талантливый организатор школьного театра, концертных программ. Он не мыслил себя вне школы, был предан ей до конца.

С педагогами он был вежлив и чуток, для учащихся был примером доброты и трудолюбия. Своими выпускниками А.Д. Шеламов очень гордился. Он ввел традицию катания на лодках по верхнему пруду после торжеств на выпускном вечере.

С любовью и уважением относились к нему и его ученики. Когда он серьезно заболел — они окружили его заботой и вниманием. Неоценимую помощь в восстановлении здоровья учителя оказала совершенствующая в то время профессию врача Екатерина Сергеевна Смирнова, ставшая впоследствии профессором и хирургом высокой квалификации. Желанным гостем был он всегда в любой компании выпускников, собирающихся отметить праздник или юбилей.

Родина высоко оценила его труд, наградив орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, значком Отличник Народного Образования.

Первую историю школы в 300 страниц, в 1968 году, к 50-летнему юбилею школы, написал именно Анатолий Дмитриевич. На последних страницах рукописи А.Д. Шеламов дал характеристики учителям, с которыми он работал. Основной их состав был указан выше. Дополнили список: А.А. Шипунова, Р.Г. Степанова, И.И. Статкевич. Обо всех он отозвался с теплотой.

С особым уважением им были отмечены педагоги, получившие правительственные награды: М.С. Кирюхина — Золотой медалью Героя Социалистического Труда, Е.В. Булгакова — орденом Ленина и медалью "За трудовую доблесть", М.С. Козлов — двумя орденами Ленина, Л.А. Казначеева — орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, Е.А. Серикова — орденом Ленина, А.М. Яковлева — орденом Ленина, И.Н. Максимова — орденом Трудового Красного Знамени, Л.А. Гусева (Кли-мушина) — орденом "Знак Почета", Е.И. Алферова — орденом "Знак Почета".

Звание "Заслуженного Учителя" присвоено: М.С. Козлову, П.Т. Бейгулу, М.С. Кирюхиной, Н.Ф. Семисотновой.

Значком "Отличник Народного Образования" награждены 18 учителей, а из работающих в настоящее время педагогов в школе № 510 награждены такими значками к 70-летнему юбилею школы: Н.П. Адамская, Г.П. Чурикова, Е.Д. Станкевич, Р.Н. Булышева, В.И. Циганова, В.И. Макарова, З.Д. Левочкина. (данные М.С. Кирюхиной).

К 1968-му году школой было выпущено из 7-8-х классов с "неполным" средним образованием, более 1000 человек, а десятиклассников — ЗООО! Обо всех сказать трудно, особенно в таком коротком очерке.

Высокую оценку педагогической и воспитательной работы школы, однако, нельзя дать без анализа дальнейшей судьбы ее воспитанников. Итоги показывают, что у учащихся был хорошо сформирован интерес к определенным отраслям знаний, благодаря которому они смогли по окончании школы найти себе профессии. А.Д. Шеламов в своей рукописи писал об этом. Вот одно из объявлений, вывешенного в школе: "Сегодня общество любителей физики и астрономии слушает лекцию "О кометах и метеоритах"... Докладывает член общества, ученик 10-го класса Юра Мозжорин..." (из первого выпуска десятилетки 1936 года). В последствии Юрий Александрович Мозжорин в звании генерал-лейтенанта, доктора наук руководил ведущим НИИ по космической технике!

(К большому сожалению прочитали в газете "Правда" за 15 мая 1998 года траурный некролог о кончине нашего выпускника.)

По инициативе Анатолия Дмитриевича в школу приглашались выпускники с высоким уровнем инженерной специализации для встречи с учащимися: инженер-путеец Ю.В. Казанцев, авиационные специалисты Б.А. Аристов А.И. Калпашников, специалист по газовой энергетике В.М. Михайлов, возглавляющий ныне предприятие "С Г tdbhc" занимающегося закупкой и реализацией

сжиженного газа.

Встречи с такими специалистами вошли в практику работы школы и по другим освоенным выпускниками специальностям и оказались очень полезными для их популяризации. Благодаря им большая группа выпускников связала свое призвание с авиацией, космонавтикой, транспортом, станкостроением, химией, энергетикой. В гуманитарных отраслях науки, медицине, биологии, педагогике, искусстве также найдутся наши выпускники. Очень многих привлекла армейская служба. Анатолий Дмитриевич в своей рукописи приводит процентное распределение по специальностям, освоенным выпускниками за время его работы в школе (до 1968 года): инженеры — 32%, рабочие — 8,5%, врачи 8%, учителя — 13%, офицеры — 16%, артисты 3,5%. Исходя из сказанного вполне объяснимым оказался высокий процент инженерных специальностей, что согласуется и с прогрессом техники в стране в то время. Особая заслуга школы состоит также и в подготовке педагогов (13% в среднем, а в отдельно взятом выпуске 1953 года — четвертая часть). Открытая в 1936 году в Царицыно школа № 1 (№ 870 в настоящее время) укомплектована была педагогами нашей школы, а директором и завучем в ней долгое время проработали М.И. Санковская и М.Ф. Марьина — воспитанники нашей школы. О них тепло отозвались на юбилейном вечере этой школы в 1996 году.

Высокий качественный состав выпускников характеризуют прежде всего: 63 диплома с отличием, 120 медалей (выданных школой до 1968 года). Почти все выпускники того периода окончили ВУЗы, около сотни защитили диссертации. А сколько инженеров с высоким уровнем знаний, занимающих ответственные должности, работают без диссертаций и ученых степеней. К примеру, наш выпускник 1953 года В.М. Михайлов. За 30 лет работы по разработке и производству газовой техники, имея в активе более десятка разработанных им и внедренных изобретений, стал действительным членом Международной академии холода и профессором Оксфордского университета. Зарубежные коллеги оценили его изобретения выше многих официально защищенных диссертаций.

За свои творческие заслуги получил звание Заслуженного архитектора и Академика Н.В. Оболенский — выпускник 1944-го года.

Далее пошел 6-ой десяток жизни школы под руководством нового директора Раисы Марковны Цейтлиной. Она оказалась очень талантливым организатором и воспитателем, быстро нашла контакт с преподавательским составом, сроднилась с традициями школы.

Характерен отзыв о школе выпускника 1940-го года профессора, доктора филологических наук А. Гришунина(Виссора), записанный им в воспоминаниях о Царицыне. "Даже сейчас, когда смотрю я на мир и прошедшее достаточно трезво, — никто меня не сможет убедить в том, что наша школа не была необыкновенной. Свою воспитательную и образовательную функции выполняла она уже самим своим существованием, особым своим неповторимьм качеством".

Можно сказать, что Раисе Марковне повезло — в такой школе она проработала директором рекордный срок — 30 лет! Под ее руководством прошел последний Царицынский период работы школы и переезд на новое место.

В эти годы пришло новое пополнение учителей:

Ф.Н. Камалетдинова, В.Г. Кузьмина, Н.П. Адамская, Г.В. Макарова, А.Н. Озерная, 3. В. Рязанова. Была продолжена связь с воинскими частями, участвовавшими в Великой Отечественной войне: на соседней Радиостанции был открыт Памятник воинам-связистам, погибшим в годы войны; налажена связь с ветеранами 155-ой стрелковой дивизии, сформированной в первые дни войны в здании нашей школы из призывников поселка, реставрированы памятники революционерам на Царицынском кладбище.

Налажена связь и оказана шефская помощь школе № 6 города Рошаль.

В 1971 году нанесен визит в Богородчанскую школу (Ивано-Франковской обл.), а на следующий год встречали в Москве делегацию этой школы с ответным визитом.

В 1974 году построили для школы новое современное здание в новом жилом массиве Орехово.

С Царицыном пришлось расстаться... и не только школе. Исчезли сады, дачи в жилых кварталах. Из "трех китов", на которых держался поселок: наша школа, больница и ж.д. станция — сохранилась только последняя! Да и та благодаря архитектору Филиппову, красиво ее построившему. Памятник поселка сохранился и в ее названии.

Характерна традиция, сложившаяся у выпускников царицынского периода, выраженная во взаимной дружбе и необычной любви к школе и педагогам. Бывшие одноклассники регулярно встречаются — поводы у каждого класса свои: юбилейные даты, государственные праздники или просто выбранный день недели одного из месяцев года. Сокращение памятных мест в Царицыне, в связи с реконструкцией, опасение их потерять усилило эту традицию и тягу к прожитым и исхоженным в детстве местам.

К примеру, выпускники 1953 года, с которыми учился в школе и наш спонсор, регулярно через каждые 5 лет с даты окончания ими школы приезжают в Царицыно, фотографируются вместе с учителями на фоне еще сохранившегося здания школы, обходят памятные места, отмечают юбилей своего выпуска за дружеским ужином. Они бережно хранят фотографии всех таких юбилейных встреч. Приводим три из них.

На первом с ними сфотографировались А.Д. Шеламов и их классный руководитель Ц.А. Панина. В 1998 году они также смогли найти и пригласить на встречу учителя физкультуры П.Н. Потапова. Трогательно отразила нашу ностальгию о былом Царицыне выпускница нашей школы Калнина Велта Александровна в стихотворении, назвав его "Воспоминания":

Царицыно, Царицыно... наш общий милый дом, Все самое хорошее, конечно, было в нем! Среди аллей тенистых, на берегах пруда Остались наше детство и юность навсегда!

Бахрушинка и Власовка, и новый школьный дом, И первые свидания остались тоже в нем! Остались наши улицы, мосточки и дома, Сиреневое лето и лыжная зима.

Весенний запах тополя, цветение садов, И на лугу болотистом мычание коров. Как быстро в нашей памяти года бегут, бегут... И вот уж мы не школьники, окончен институт.

Закончилась суровая военная пора, Когда беда стояла у каждого двора. И много не вернулось в Царицыно друзей! И сколько слез пролито у жен и матерей!

Царицыно, Царицыно... А годы все идут, И вот уж наши дети в Царицыно растут. И в ту же ходят школу, где были мы с тобой, И с тех же гор на лыжах катаются зимой!

И так же любят дети наш парк, и лес, и пруд. Счастливо и привольно в Царицыно живут! Царицыно, Царицыно...— обитель светлых снов! Не стало прежних улиц, домов, мостков, садов.

Уж нет в живых родителей, разъехались друзья, И дачного поселка уже узнать нельзя... А время все торопится, и жизнь идет вперед, Но прежнее Царицыно все в памяти живет!!!

После переселения школы все ее реликвии и имущество были перенесены в новое здание. Коллектив учителей и руководство остались прежними. Изменился лишь номер (по счету уже четвертый) — № 510.

Новые условия отличались тем, что прежние выпускники школы и их дети оказались разбросанными по всей Москве, и в Орехове школу окружили совсем другие люди, не знакомые учителям.

Коллектив учителей постарался сохранить музей школы, отражающий ее методические основы и традиции прежних лет. Особое внимание этому делу уделил преподаватель С.А. Проценко. Преподаватели продолжали воспитывать у своих учеников трудолюбие и любовь к Родине.

Вот что написала об этом в своем альбоме М.С. Кирюхина: "Трудовые традиции, заложенные предшествующими поколениями в школах № 2 и 871, продолжаются и развиваются в школе-новостройке № 510. Мы не допускаем, чтобы выполнение трудового задания откладывалосьна какое-то время, — только повседневный и постоянный труд обогащает духовную жизнь. Творческий характер трудовой деятельности раскрывается перед ребенком лишь тогда, когда он занят трудом, требующим повседневной мысли и заботы".

Под таким девизом продолжалось обучение ребят в новых стенах, но пришлось пережить затруднительный переходный период, во время которого до 80% обновился состав учителей и учеников. Здесь опять пригодились организаторские способности Раисы Марковны — наладить трудовой режим и дружбу в новом коллективе. Облегчен был труд Алферовой Е.И. — выделили второго заведующего по учебной части — для младших классов.

Работа наладилась и стало возможным продолжить совершенствование методики преподавания. В 1978 году была разработана программа формирования аналитических способностей у педагогов.

Работу разбили на 4 этапа: 80-83 гг. — мартовские недели открытых уроков, анализ и самоанализ их; 83-85 гг. — освоение системы аналитических методов личности учащихся (конференции, практикумы учителей); 85-86 гг. — динамическое чтение (привлекли научных работников из МГЗПИ им. Крупской); 86-88 гг. — психолого-педагогические аспекты обучения.

В учебном процессе это вылилось в предметные недели например, по математике (конкурсы, контрольные задания, выпуски стенных газет, КВН).

Ежегодно, в день учителя, стали организовывать самоуправление учащихся — из их состава выбирались учителя, лаборанты, директор и завуч. Весь учебный процесс в этот день проходил с ними.

Продолжалась и внеклассная активность ребят: встречи с ветеранами, поездки по историческим местам, инсценировка и художественное оформление различных праздников, военных парадов. В день образования СССР, например, каждый класс выбирал союзную республику и ставил театральную постановку или национальный танцевальный номер.

Продолжали в этом направлении работать Кирюхина М.С., Сапунова К.Ф., Адамская Н.П.. присоединились к ним из вновь поступивших Пигина И.Н., Степанова Е.Г.

В последние годы осуществляется подготовка специальных выпускных классов с математическим и гуманитарным уклонами.

Следует отметить, что современный период жизни школы (80-90-е годы) также имеет богатейший педагогический и культурный опыт, содержащийся в систематическом и педагогическом анализе и осмысливании учебного процесса. Традиции и опыт коллектива, воспитавшего не одно поколение молодых людей должны быть известны педагогической общественности и отражены в основном издании истории Школы № 510 (2, 871).

Школа № 510 с честью следует этим традициям. На сегодня она полностью укомплектована преподавателями по всем предметам.

Мы, выпускники нашей школы прошлых лет, написавшие этот исторический очерк, от всей души желаем отличного здоровья и успехов всем учителям школы в труде, продолжающем традиции нашей царицынской школы.

Большая просьба к Вам: пишите историю школы на современном этапе жизни.
 
 
 
 
 
 

На главную...
Hosted by uCoz